Плетнёв Сергей

Плетнёв Сергей

Асоциальное поведение ребенка (чем оно обусловлено и как с этим бороться)

19.09.2019

 

 Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Жан Мольер

 

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Карл Маркс

 

Каторга создает каторжника.

Виктор Гюго

 

Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы.

Виктор Гюго

 

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.

Платон

 

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования.

Карл Маркс

 

Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть.

Феликс Эдмундович Дзержинский

 

Мы в повседневной жизни постоянно сталкиваемся с проблемой детского поведения, идущего, как минимум, вразрез с мнением взрослых. А порой и ведущего к непоправимым последствиям. И надо разобраться, в чем проблема такого поведения и есть ли реальные способы с ним бороться и свести к минимуму.

Мы здесь не будем брать крайний случай, когда детские преступления связаны с необходимостью выживания. На такие поступки его (как, впрочем, и большинство взрослых) в такой ситуации толкает само состояние общества. И если в общественной жизни будут ликвидированы причины, толкающие его членов совершать асоциальные поступки (кражи и даже убийства) ради выживания себя или своих родных и близких, то эти люди станут вполне здоровыми членами такого общества. Ибо такие преступления – всего лишь социальная болезнь, а не аномалия поведения, не генетическая предрасположенность и не психическое расстройство, как об этом любят рассуждать буржуазные «специалисты».

Рассмотрим случай поведения ребенка в достаточно обеспеченной семье, когда вопросы выживания не довлеют над ним, а, по крайней мере, разрешаются взрослыми, не затрагивая его личной жизни.

Любой ребенок в жизни полон энергии и желания самоутвердиться. И в этом желании он идет по пути наименьшего сопротивления. Любознательность и желание узнать новое толкают его на любые поступки, и ограничением им может стать только накопленный отрицательный опыт. Никакое наказание не сможет остановить его, если он хочет понять что-то новое для себя. Запрет может дать даже абсолютно противоположенный эффект. На начальном этапе наказание может остановить его на какое-то время, но настанет момент, когда и оно станет бесполезным. Только понимание, что данное действие может нанести ему вред напрямую или опосредованно, через близких ему людей, может остановить ребенка.

Врастание ребенка в общество происходит не сразу, он не становится моментально подготовлен для взрослой самостоятельной (независимой от старшего поколения) жизни в окружающем его обществе (безотносительно того, того каким это общество является), поскольку существовать вне общества для человека практически невозможно (человек вне общества превращается в животное – примеры известны).

Это происходит сначала на примере старших, методом проб и ошибок. методом повторения всех их действий, а потом с появлением возможности говорить и задавать вопросы, через получение объяснений по непонятным темам. При этом надо заметить, что чаще всего ребенку объясняться и получать ответы от тех, с кем ему проще общаться в силу ряда причин. А это более старшие дети и взрослые, которые в силу ряда причин могут легко общаться с детьми.

Старшие дети в данном случае выступают своеобразным фильтром, который преобразует информацию о предмете разговора в более простые (не путать с примитивными), доступные для данного возраста формы. Взрослые же в силу ряда причин либо выражаются слишком «заумно» и недоступно для детей, либо, наоборот, скатываются до такой примитивизации, иногда при этом еще и искажая факты, что неизвестно, что страшнее, такое или «наукообразное» объяснение. Дети очень четко умеют отличать правду от лжи, и потому часто получается, что вскоре такие взрослые начинают терять авторитет. Кроме того, ребенку всегда нравится отношение «на равных», потому не каждый взрослый, а только умеющий так относиться к ребенку может найти с ним общий язык. Потому наиболее часто наставниками ребенка выступают именно старшие товарищи и более продвинутые в данных вопросах сверстники. Более младшие, пусть и более продвинутые дети, как правило, авторитетом не пользуются, и это понятно. В детстве такая разница очень заметна.

И очень плохо, если таким авторитетом в глазах ребенка становится ассоциативный элемент, сразу возникает проблема, которая нарастает по мере взросления данного ребенка. (ассоциативный или асоциальный? корр)

Взрослые же, зачастую сами того не понимая, толкают ребенка именно на путь сопротивления, требуя от него не дисциплины, а послушания. Послушный ребенок – что вроде бы может быть лучше? Только вот одна маааленькая разница. Дисциплина – она обращается к разуму ребенка, требуя разумного понимания того, почему мы должны поступать так или иначе, а послушание – это подавление его своим авторитетом. Вопрос состоит лишь в том, насколько хватит этого авторитета. А потом пойдет скрытое сопротивление, а затем и открытый протест. А еще дисциплина подразумевает, что взрослый должен понять причины, по которым ребенок пошел на ее нарушение, принять и разобрать его аргументы в свою пользу и только тогда делать выводы, объясняя доступно для ребенка свое решение и принимаемые меры.

Да, дисциплина, как и послушание, подразумевают систему наказаний, без них никуда не деться. Но если дисциплина подразумевает прекрасное понимание ребенка, за что и каким образом его наказали, то при послушании ребенок часто не понимает – за что. Чаще всего ему, просто ничего не объясняя и не выслушивая причин такого поведения, дают подзатыльник или стегают его ремешком (впрочем, везде по-разному).

Я уж не буду говорить, что нельзя за одну провинность наказывать больше одного раза. И если мама уже наказала своего сына или дочь, папе незачем делать это еще раз после прихода с работы, даже если его об этом просят. А если нужно, чтобы наказание вынес именно папа, то уж сообщите ребенку об этом, пусть ждет и думает над своим поведением.

Очень смешно видеть, когда для пресечения неправильного поведения используют такой «страшный» метод наказания, как… заставить читать книгу! Дорогие родители, а что же вы не сажаете принудительно своего ребенка смотреть мультики у телевизора или играть в компьютерную игру? Наказывать работами по дому, игрой с младшими братьями и сестрами, чтением и другими делами, которые не должны вызывать отторжение у нормально развивающегося ребенка, – огромнейшая глупость, если не сказать больше.

Школа вносит свои пять копеек. Именно она пропагандирует и навязывает детям в обязательном порядке именно послушание. Но что поделать, выросшая из недр церкви современная школа несет в себе дух идеализма и метафизики. А учительский состав подбирается, по большей части, к сожалению, по остаточному принципу и предпочитает не вносить ничего нового, противоречащего духу такой школы и общества. Современное же буржуазное классовое общество (впрочем, как и другие классовые общества) детей начинает ломать, пытаясь подогнать под единый стандарт, под стандарт, нужный системе власти, характерной для данного эксплуататорского классового общества. Ведь нужно каждого человека загнать в рамки законопослушного гражданина, в рамки тех понятий, которые выгодны правящему классу. И тут годятся любые методы, вплоть до самых непопулярных. И где, как не в школе, способны сделать это наиболее просто?

Самый простой способ – сделать это через систему наказаний. И тут главное – понимать, что в разных обществах понимание наказания совершенно разное.

В буржуазном (да и в любом эксплуататорском классовом) обществе, наказание – это особая мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему некий поступок, противоречащий законам этого общества. А в, например, социалистическом – мера социальной защиты общества от ассоциативных элементов, осуществляемая лишь до того момента, пока человек, совершивший преступления, не перестанет быть опасным для данного общества, не осознает своих ошибок в поведении и поступках, то есть пока он социально не поправится. То есть в одном случае человек, совершивший проступок, обществом опускается, вплоть до полного понижения в правах без права возврата, а в другом лишь признается социально больным, требующим соответственного лечения.

Дети наиболее чувствительны к наказаниям разного рода. А сама детская среда, как правило, не склонная к компромиссам, очень чутко реагирует на общественных изгоев. Потому в буржуазном обществе попасть в такие изгои – сразу противопоставить себя всем остальным и, понятное дело, попасть в общество себе подобных, без права вернуться в привычную старую среду. 

Таким образом, постоянно, на протяжении почти всего этапа взросления ребенок подвергается со стороны родителей и школы своеобразной ломке, подстройке под общепринятые рамки, чего, собственно, не должно быть, если общество является здоровым, а родители разумными людьми. Асоциальное же поведение ребенка является своеобразным его протестом против такой ломки, с одной стороны и способом его (ребенка) самоутверждения как личности, с другой.

В нормальном обществе и при разумных родителях ребенок учится встраиваться в общество с наименьшими для себя потерями, спокойно самоутверждаясь как личность, за счет помощи старших товарищей и сверстников.

Но даже в буржуазном обществе возможно избежать детского асоциального поведения, относясь к ребенку в семье изначально как к самостоятельной личности,

Все на борьбу с троцкистскими тараканами!

19.09.2019

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

В.И Ленин – Три источника и три составных части марксизма (март 1913 г.) – ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

 

Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь – «что-нибудь останется».

В.И Ленин – Союз лжи (13 (26) апреля 1917 г.) – ПСС, 5-е изд., т. 31, с. 217.

 

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет.

В.И Ленин – Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года – ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305—306.

 

Тараканы вещь страшная и непредсказуемая. В этом я смог убедиться в начале 90-х годов, когда название профессии программист обозначало не то, что принято думать об этом сейчас. Тогда программистами считали всех, кто худо-бедно разбирался в компьютерах, ну а уж тех, кто по роду профессии в них разбирался получше, вообще боготворили. Именно потому меня хорошие знакомые, начавшие тогда свой бизнес и снявшие склад в одном из промышленных районов нашей нерезиновой столицы, попросили разобраться, почему у них барахлит лазерный принтер, а именно случайным образом пропускает буквы при печатанье текста, в результате получается не текст, а полная галиматья. Я был достаточно далек от починки таких устройств, но поскольку разбирался в общих принципах и по роду профессии обзывался программистом, то взялся по крайней мере посмотреть.

Чтобы всем было понятно, кратенько объясню, как работает подобный девайс, буквально на пальцах. Световой луч наносит на специальный барабан текст страницы. К местам, засвеченным лучом, прилипает специальный порошок, формируя тест, этот текст накатывается на лист бумаги и прогревается в печки до застывания. Страница готова. Это, конечно, упрощенное объяснение, но его вполне достаточно.

Что же произошло с принтером моих друзей? А все просто: в нем завелись тараканы, поскольку в принтере есть печка, запекающая порошок, а в тепле тараканам комфортно. Тараканы бегают и периодически перекрывают луч света, в результате и пропадают буквы.

В общем, принтер я «вылечил» легко, вычистив его от тараканов. Но вы спросите, к чему я рассказал эту, казалось бы, не относящуюся к теме историю? Да просто большинство тех, с кем приходится общаться по роду нашей политической деятельности, мне напоминают этакие принтеры. Как только они начинают пытаться осмыслить ситуацию и включить мозги, в них оживают и начинают бегать многочисленные тараканы, поселившиеся там либо еще во времена СССР (у более старшего поколения), либо заведшиеся в них благодаря стараниям «учителей» из этого позднего СССР. И из-за этих тараканов вместо целостной картины получаются нечитаемые обрывки. Но самое страшное, что они эти обрывки почему-то считают истиной картиной. Вот такие вот абстракционисты от троцкизма.

К сожалению, троцкистская риторика позднего СССР и современной буржуазной России всячески способствуют размножению и распространению этих самых тараканов, мешая принять положение о коммунизме (и его начальном этапе – социализме) как о более справедливом и, главное, вполне достижимом строе.

Наше движение, основной целью которого на первом этапе борьбы за коммунизм является воссоздание по настоящему марксистско-ленинской коммунистической партии, всячески пытается бороться с такими тараканами.

Борьба с тараканами, как известно, никогда не окончится успешно, если для них есть комфортная среда обитания, а поскольку они твари живучие, их приходится периодически травить, то полностью от них избавиться можно, только создав им некомфортные условия.

Если с живыми тараканами все ясно, то с троцкистскими придется разобраться подробней. Что же является для них комфортной питательной средой? А такой средой для них является несколько основных мифов, благодаря которым коммунизм воспринимается зачастую даже не просто как несбыточная мечта, а как тоталитарное общество, даже хуже, чем фашистское.

Основные мифы следующие.

  1. Переход к социализму обязательно приведет к кровопролитной гражданской войне, в результате которой будут уничтожены миллионы людей, в том числе лучшие люди страны. Этот миф раскручивается на фальсификации истории гражданской войны в СССР.
  2. Строительство социализма сопряжено с массовыми репрессиями населения под выдуманными предлогами. Такие репрессии неизбежны, потому что люди не хотят жить при социализме, а в результате опять же уничтожаются миллионы людей, в том числе лучшие люди страны. Этот миф раскручивается на раскручивании темы якобы массовых репрессий 30-х годов в СССР.
  3. Миф о массовых потерях в Великой Отечественной войне, заваливании трупами, неумении воевать в начальный период. Отсюда в несколько раз завышенные потери относительно озвученных Сталиным, выкидывание из истории настоящих полководцев и организаторов победы. Зачастую это связано с фальсификацией представлений о том, кто действительно был настоящей «ленинской гвардией» и кто действительно входил в сталинскую команду.
  4. Представление постсталинского социал-империалистического СССР как социалистического государства, а причины его краха как ряда ошибок его руководства.

На протяжении всего своего существования наше движение постоянно борется со всеми указанными мифами путем проведения конференций выпуска видеороликов и статей.

Большой вклад в эту борьбу вносит Петр Балаев, подготовивший и выпустивший уже ряд книг, посвященных разоблачению троцкистских мифов и фальсификаторов, распространяющих их. Особенно страшно, когда эти фальсификаторы рядятся в одежды коммунистов и сталинистов.

Подготовленную новую книгу товарища Балаева «Троцкизм» нельзя назвать рядовой, поскольку в ней он убедительно разоблачает один из основополагающих мифов антикоммунизма, а именно: миф о массовых репрессиях 30-х годов.

Я не буду кратко пересказывать, о чем эта книга, только хочу отметить, что это первая работа, раскрывающая глаза на данную тему, а также что нельзя считать себя настоящим коммунистом, поддерживая распространение подобных мифов. Внимательно читайте и избавляйтесь от троцкистских тараканов в своих головах.

Ведь борьба с указанными тараканами позволит решить вопрос о переходе к новому этапу строительства коммунизма в нашей стране, начиная с образования авангарда современного пролетариата – коммунистической партии – и заканчивая воссозданием государства диктатуры пролетариата и возвращения на путь строительства коммунистического общества, который в настоящий момент проторивают наши китайские товарищи.

 

Российский империализм как наследник социал-империализма постсталинского СССР

01.07.2019

Животрепещущими вопросами современности являются: когда и как началась реставрация капитализма в СССР, был ли поздний СССР социалистическим и является ли современная России империалистической державой. Эти вопросы можно и нужно рассматривать в комплексе.

Ключевым для понимания всей этой темы является вопрос о том, какой стала общественно-экономическая формация СССР после смерти Сталина в 1953 году. И к какому классу принадлежала правящая верхушка ЦК КПСС.

Общество и социализм

03.03.2019

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

 

В.И. Ленин «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913 г.). – ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

 

Зарплата при капитализме и социализме

08.02.2019

Богатые и жулики, это — две стороны одной медали, это - два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это - главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно.

В.И Ленин «Как организовать соревнование?» (24—27 декабря 1917 г. (6—9 января 1918 г.)). - ПСС, 5-е изд, т. 35, с. 201.

 

Почему вопрос образования так важен

21.11.2018

И может быть, очень скоро у нас
перестанут писать «педагогические поэмы» и
напишут просто деловую книжку:
«Методика коммунистического воспитания».

А.С. Макаренко,

«Педагогическая поэма», 1935 г.

 

Вопрос о необходимости построить систему образования, отвечающую всем требованиям, диктуемым временем, наверное, один из главнейших, который стоит перед обществом. Вроде бы глупый вопрос, скажете вы. И будете в чем-то правы. И не правы одновременно. Глупым он кажется только потому, что мы все, как говорил классик «…учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». И о том, что надо «…учиться, учиться и учиться…» слышали неоднократно. Еще глупым он кажется, потому, что с возрастом воспоминания о поре детства зачастую выглядят как через розовые очки. И травка в детстве была зеленее, и зима холоднее и лето жарче. Вот и образование кажется, что было лучше, а учителя все ну просто ангелы с картинки. Однако в реальности все было не так радужно, как нам кажется, просто воспоминания о плохом улетучились, и в нашей памяти осталось только приятное (что в общем-то свойственно психически здоровому человеку), а воспоминания о негативных моментах появляются только при очень большой надобности, вроде написания этой книги.

Почему коммунист должен знать историю и бороться за историческую правду

20.11.2018

Очень часто в левой политической тусовке звучат слова, что незначительные разногласия в трактовке исторических фактов не так важны, как общность взглядов.

Товарищи, но ведь это совершеннейший бред.

Марксизм – это ведь не только диалектический материализм, но и материализм исторический.

Без знания и материалистического понимания истории нет и не может быть настоящей марксисткой коммунистической идеологии.

Как проверять знания

19.11.2018

Экзамен начинается,
Разложены билеты,
И я, как полагается,
Ищу на них ответы.

Пытаюсь вспомнить что-то,
А что-то угадать.
Нелегкая работа
Экзамены сдавать.

Даны ответы все же,
Да не всегда верны,
Экзамены, похоже,
Не все еще сданы.

Судьба вопрос пытается
Подбросить – хоть держись.
Экзаменом является,
По сути, наша жизнь.

Евгения Урусова

Историческая теология

15.11.2018

Постоянно сталкиваясь в Интернете и литературе с работами и высказываниями профессиональных историков, я все больше и больше склоняюсь к мнению, что историческая наука давно скатилась из науки материалистической, использующей подлинно научные методы, к науке чисто идеалистической, сродни теологии.

Государство и социализм

13.11.2018

I

Понять причины и закономерности отката СССР от социализма в империализм очень важно для понимания самого процесса смены капиталистической формации на коммунистическую. Неправильное понимание этих процессов приводит к тому, что людям внушается несостоятельность социализма как переходной фазы к собственно коммунизму и как следствие – несостоятельность и утопичность самой коммунистической формации.

Пролетариат и его рабочий день

09.11.2018

Вопрос о продолжительности рабочего дня является, пожалуй, одним из самых основных вопросов борьбы трудящихся за свои права.

При капитализме, работник при выборе своей работы вынужден руководствоваться не своим желанием и не своей компетенцией в решении тех или иных вопросов, а наличием рабочих мест на рынке труда, который в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе, например, от места проживания или квалификации.

Образ «прапорщика Пидоренко» в околокоммунистической блогосфере

08.11.2018

Изучая современную блогосферу натолкнулся на интересное высказывание:

https://users.livejournal.com/sharper-/614531.html

И тут у меня возник великолепный литературный образ, который я, как настоящий большевик-коммунист готов предоставить вам безвозмездно (то есть, как вы понимаете, даром) для повсеместного использования.

Итак, встречайте – прапорщик Пидоренко.

Маоизм и наше Движение

02.10.2018

В последнее время участились случаи приравнивания нашего Движения к движениям маоистского толка. Тенденция эта идёт от того, что мы последовательно придерживаемся положения о том, что в современном Китае продолжается строительство социализма и коммунизма в условиях диктатуры пролетариата, а сам Китай является несомненным лидером международного коммунистического движения.

Однако это не повод приравнивать коммунистическое движение к псевдокоммунистическим «маоистским» организациям.

Надо чётко разделять понятие «маоизм» от собственно работ Мао по приложению теории марксизма к национальным особенностям Китая, по предотвращению реставрации капитализма в странах социализма, а «маоистские» партии и движения от коммунистов Китая и их коммунистической партии.

За счёт чего жив капитализм

28.07.2018

Когда у общества нет цветовой
дифференциации штанов, то нет цели

Из фильма «Кин-дза-дза»

Нас окружает общество собственников – буржуев - капиталистов. Этих собственников меньшинство, и их количество сокращается, поскольку они стремительно поглощают себе подобных. Но почему оно по-прежнему существует, почему беспощадно борется с зачатками более прогрессивного коммунистического общества? Что мешает ему исчезнуть и больше не возрождаться как феникс из пепла? Попробуем подумать над этим вопросом.
Ведь по сути большинству капиталистов коммунизм ничего плохого не несёт, как с экономической, так в общем-то и с других точек зрения.

История наука точная

26.07.2018

Неточных наук нет в принципе. Если это наука – то она точная. А если неточная – это что угодно, но не наука.

Наша официальная история – это, конечно, не наука, а просто вольный пересказ вольного пересказа мифов о былом. Ведь только одно применение логики делает любую науку точной. Правда, профессиональные историки с ней не дружат. Я уже не говорю про такие вещи, как инженерное дело, логистика или просто математическая статистика.

Как вы правы – классики!

23.07.2018

Сталкиваясь с нашей повседневностью, начинаешь все больше и больше понимать правоту классиков, в частности Ленина, о том, что из себя представляет империализм – высшая и последняя стадия капитализма.

Стоит напомнить, что в империализм мы свалились из социализма, причем не сразу, а пройдя через стадию госкапитализма – высшего уровня монополизации, когда собственником выступает само государство в лице определенной группировки – в нашем случае партноменклатуры ЦК КПСС.

О футболе и не только о нем

15.07.2018

Еще не закончился чемпионат, но уже можно сделать выводы. С футболом у нас, конечно, все хорошо, плохо без футбола. Без настоящего массового футбола.

Можно конечно с умным видом обсуждать наших футболистов, бегавших по полю, по большей части, как беременные коровы, а некоторые эпизоды проявления мастерства списать на везение. Но мы – материалисты – должны понимать, откуда растут ноги этого явления.

О так называемом воспитании элиты, или почему не надо боятся ее деградации

08.07.2018

Постоянно на слуху идея о том, что СССР развалился из-за деградации его элиты. Что, дескать, надо, чтобы такое не повторилось. Что нам надо выработать такую систему образования и воспитания, чтобы такого не произошло, воспитать свою, особенную – коммунистическую – элиту, и проблема решится. Только вот никто не берется объяснить, как это сделать. Сейчас я попытаюсь объяснить, в чём ущербность такого мнения. Как всегда, нам в этом поможет классовый подход.

Но начнем как говорится с начала.

Какой предмет самый важный и сложный

06.07.2018

Попытки разделить предметы образовательной программы на гуманитарные и точные, а также попытки доказать, что точные предметы гораздо труднее для усвоения учениками, очень провокационны.

Уже сама постановка вопроса глупа по сути. Поскольку точные науки в изучении проще хотя бы потому, что имеют четкую логическую структуру и в качестве основного метода используют математику, саму по себе очень логичную и стройную.

Все проблемы при изучении точных наук сводятся к безграмотности учителей – преподавателей и недоброкачественности учебников, дающих представление о предмете очень бессвязно и коряво. А то и совсем дебильно. Конечно, можно использовать для обучения той же арифметики-математики замечательные учебники Киселева или нанять грамотного репетитора-наставника и в школу не ходить, чтобы не тратить зря и так короткое время детства-юношества. Но согласитесь – это половинчатый выход.

Страница 1 из 3
II Конференция АнтиДюринг Антиклассики Антимарксизм Арманд Бебель Бонч_Бруевич Великая Отечественная война Война без мифов Ворошилов Вышинский Горький Грамши Движение Джамбул Дзержинский Дикхут Дэн Сяопин Занимательная диалектика КПСС Каганович Калинин Киров Китай Коллективизация Коллонтай Крупская Ларин Лафарг ЛебедевКумач Ленин Либкнехт Лондон Люксембург Макаренко Маленков Мао Цзэдун Маркс Маяковский Молотов Мухин НЭП Носов Ольминский Орджоникидзе Партия Плеханов Покровский Попов РКМП РФ Революция СССР Свердлов Сталин Троцкий Фостер Фрунзе Ходжа Чжоу Эньлай Энгельс Ярославский войны госкапитализм государство деревня идеология империализм индустриализация интеллигенция история капитализм капиталисты классовая борьба колхозы коммунизм контрреволюция кризис культура левое движение марксизм материализм национальный вопрос образование оппозиция оппортунизм поздний СССР политэкономия потребление потреблядство пролетариат пропаганда религия репрессии социализм сталинизды троцкизм труд феминизм экономика